горный экстрим
альпинизм
горные лыжи
ледолазание
скалолазание
сноуборд
треккинг
водный экстрим
виндсерфинг
водный туризм
дайвинг
кайтсерфинг
каякинг
рафтинг
серфинг
яхтинг
экстрим в воздухе
парашютный спорт
парапланеризм
B.A.S.E. jumping
кайтинг
ROPE jumping
экстрим на земле
авто/мото
велотуры
диггерство
конные туры
оленьи и собачьи упряжки
спелеология
экологический туризм
этнографический туризм
городской экстрим
BMX
горный велосипед
паркур
ролики
скейтбординг
другой экстрим
военный туризм
корпоративный отдых
круизы
мультитуры
охота
рыбалка
экспедиции
Главная > этнографический туризм > Статьи Этнографический туризм > НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННО - БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРМСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА . ЧАСТЬ 1
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННО - БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРМСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА . ЧАСТЬ 1

Парадигмой социального сознания старообрядцев является религия. Старообрядцы поклонялись только иконам старой живописи. Священник Серебрянников писал, что "некоторые из раскольников учат, что у святых на иконах уши должны быть изображены явственно, иначе молитвы приносимые перед ними не будут услышаны" [Серебряников 1906. c. 3].
      Старообрядческий наставник Кокшаров М.В. отличием православных икон от старообрядческих считает изображение лика святых: "… на православных иконах лики молодые, красивые, на них не отражены страдания. На наших иконах изображение приближено к действительности. Иконы у нас литые, книги священные есть, вот книга "О дожде и земле", "Иоанн Златоуст", учат как жить. Самая высокая книга "Псалтырь"" [ПМ КАЭЭ 1994]. Православные респонденты подтверждают: "Иконы у них были стальные".
      День начинался и заканчивался молениями. Для старообрядцев обязательным перед молитвой было умывание, они свято верят в очистительную силу воды. При молении у каждого старообрядца должна быть лестовка и подручник. Подручник - это квадратная тонкая и ровно простеганная подушечка, которую молящиеся кладет на пол, на то место, которого должны касаться его руки и голова при положении земных поклонов для того, чтобы сберечь свои руки и лоб от нечистоты. Без подручника старообрядцы не решаются сделать ни одного земного поклона (Архимандрит Палладий 1863, с. 168.). Лестовка имеет более важное назначение, чем четки у православных монахов. Делается из кости или кожи с двумя лепестками вместо крестика, который бывает у четок. "Лестовка - Христова лесенка, она в рай ведет" [ПМ КАЭЭ 1994]. Еще лестовка воспринимается как Христова лесенка, по которой молитвы восходят на небо [Серебряников 1906, с. 14].
      Старообрядцы не признали изменение креста и крестного знамения. "Старообрядческая вера отличается от православной заповедями. У нас тоже десять заповедей. Но они старые, не подвержены изменениям. У нас другой крест. Мы крестимся, соединяя мизинец, безымянный и большой палец. Это истинный крест. Православный крест не настоящий. Он изображает, как Иуда продал Христа за щепотку денег (Соединение большого, указательного и среднего пальца)" [ПМ КАЭЭ 1994].
      Религиозные праздники старообрядцы справляли всей семьей, но они проходили на много скромнее, чем у православных. В эти дни они собирались на духовную трапезу, где пели духовные песни и стихи [Чагин 1993, с. 56.] Праздники одинаковые у кержаков и у христиан, а молитвы разные. У христиан праздник Богородицы, а у староверов Благодатной Марии. Христиане Псалмы поют, а староверы молитвы и мотив не тот [ПМ КАЭЭ 1994, д. Бизь].
      Старообрядцы считают себя истинными православными христианами, а старую веру, приближенной к Богу. Для них никонианская церковь поддалась дьяволу, поэтому осуждалось и запрещалось всякое общение с последователями официального православия. С ними нельзя было вместе молиться, родниться, пользоваться общей посудой. Респонденты - старообрядцы говорили, что с православными жили в мире, но полной дружелюбности не было, иногда происходили драки. Не есть, не креститься с иноверцами нельзя, иначе нужно будет замаливать грехи. Между верами дрались и убивали. В Шайтанке было много староверов, отношения были нормальные [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Харенки].
      Старообрядцы относятся к мирским, как к нечисти и не признают "смешения" ними даже в общественных местах и местах общего пользования. "Кержаки тоже Богу молятся, но у них из колодца не попьешь. Вот мы раз в Северном Коммунаре на базаре были, было жарко. У одной женщины бидон был, она воды зачерпнула, одна как налетела: "Нехристи вы, ходите, теперь всю воду придется вычерпывать" На машинах ездить нельзя, в православные церкви ходить нельзя, даже есть с иноверцами нельзя [ПМ КАЭЭ 1997, д. Чурсово].
      Если в дом заходил православный священник, то все прятались, так как для староверов он был посланником антихриста. Когда старообрядцы проезжали мимо православного храма, то падали лицом вниз и лежали пока не проедут храм, а проходя мимо храма "отплевывались, так как считалось, что даже если тень от храма на человека падет, о и тогда ему ада не миновать" [Белдыцкий 1901, с. 45] Такое резко отрицательное отношение к православному священнику и храму было не у всех старообрядцев. Серебряников А. Отмечал, что "поповцы мягче сердцем и ближе к церкви, иногда они приносили детей к крещению и исповедовались" [Серебряников 1906, с. 21].
      В 1729 году 27 декабря раскольники- поповцы Пермского уездам собирались для общего совещания по своим делам, на котором приняли правила, регулировавшие их повседневную и религиозную жизнь, хотя сейчас рассказов респондентов об этих правилах не встречается, но они и сегодня живут придерживаясь обозначенных положений:
     
- Отступивших от старой и веры и обвенчавшихся в православной церкви по новым обрядам - не прощать
     
- Отлучать от общины тех, кто принимает в домах новых священников с молитвами, и дают им крестить младенцев
     
- Живущих распутно отлучать и предавать проклятию
     
- Не молиться за тех, кто держится никонианской веры, хотя если это были отец или мать
     
- Молиться только старым иконам, а новые отменить
     
- Отлучать от общины тех, кто посещает дома никонианцев или берет что-либо у них
     
Деньги, собранные в пользу общины дозволить употреблять попам и старцам, по их собственному усмотрению [Архимандрит Палладий 1863, с. 98].
      Особенности религиозного уклада таковы, что нарушение канонов православия старого образца до сих пор у старообрядцев строго наказывается и публично осуждается.
      Придерживаясь замкнутого образа жизни, старообрядчество выработало свои устои и традиции, что определило специфику их социально-бытовых устоев.
      Важнейший интерес представляет этика семейных и родственных отношений в старообрядческой среде. Старообрядческие семьи выявляются в официальных документах крайне сложно. Старообрядцев не венчали в церквях, где регистрировались браки, лишь при обращении старообрядцев в православие, их венчали и делали соответствующую запись в церковных книгах. Процесс складывания малой семьи у старообрядцев шел медленно, отцовская семья преобладала еще в первые десятилетия 20 века. У старообрядцев дольше существовали семьи сложного типа, особенно у тех, кто живет при заводах и в имениях. Такие семьи состояли из трех- четырех поколений родственников по прямой или боковой линии, либо из свойственников [Власова 1992, с. 200-201]. Семья у родителей была большая, семнадцать человек [ПМ КАЭЭ 1994, д. Б. Бизь]. После женитьбы дети долго жили вместе, хотя каждый строил дом, отделялись очень медленно [ПМ КАЭЭ 1994, д. Рассоленки].
      У поповцев осуждалась бессемейная жизнь, как неполноценная: считалось, что каждый человек должен иметь семью и детей. Брак старообрядцев, заключенный без посредства церкви, считался незаконным, за него взимался штраф по указу от 24 марта 1719 г. У некоторых беспоповцев брак не признавался, а тем более не оформлялся по гражданскому обычаю.
      "Подруги были только кержачки, чем больше подруг, тем больше почет для мужчин. Муж лежит на лавке и кричит: "Старуха, наливай!", она уже бежит, другая на полатях еле -еле, а третья стряпает и с им спит" [ПМ КАЭЭ 1997, д. Березники].
      Все же фактические семьи существовали, иначе было невозможно воспитание детей; для законного наследования семейного имущества некоторые стали регистрировать браки в церковных книгах, а иногда и венчаться в единоверческих церквях [На путях из Земли Пермской 1989, с. 190].
      Если брак заключался убегом, то после кражи невесту публично вели в дом жениха, иногда даже с полным свадебным поездом. В доме жениха происходило расплетение косы невесты, после чего она уже считалась мужней женой. Если брак был заключен через открытое сватовство, то свадебный обряд был полным и включал в себя несколько обрядовых моментов. Открытое сватовство включало в себя сговор, смотрины, рукобитие, "пропой" и дары.
      "Кержаки хорошо свадьбы гуляли, у них лошади с колокольцами ехали. Кержаки нас не приглашали. Мы придем посмотреть, они нас гнали, мы якобы не приглашенные. У них одна сваха была, а у нас много. Кержаки одевали невесту в дубас из синего тонкого холста; на мужчину одевали штаны, рубаху, поясом опоясывались с кистями. Женщины две косы заплетали и надевали платок" [ПМ КАЭЭ 1997, д. Диево].
      У часовенных - вступление в брак называлось брачиться [ПМ КАЭЭ 1994, д. Б. Бизь]. Брачит настоятель в часовне, необходимо было родительское благославление, благославление наставника иконами и чтение канона [ПМ КАЭЭ 1994, д. Б. Бизь]. Присутствовал и обряд расплетения косы в часовне. У старообрядцев - поповцев брак заключался через венчание, что было близко к православной обрядности. Венчание у старообрядцев имеет символическое значение. Этим знаменуется царская власть и благославление вступающих в брак сделаться родоначальниками, как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованную властью во благо подвластных им. Положение венцов во время венчания на жениха и невесту служит для них как - бы наградой за их целомудренную жизнь до брака. При возложении венцов священник произносит тайнодействующие слова и, благословляя обоих говорит: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их" [Церковь №12. с. 31].
      Основное условие вступления в брак - принадлежность молодых одному согласию, одной вере. Если согласия или вера были разными, то требовалось изменение веры. Как правило, невеста принимала веру жениха. Например, из рассказов старообрядок: "Муж был старообрядцем, я стала старообрядкой, хотя разницы не понимала [ПМ КАЭЭ 1994, с. Илим] Сама я старообрядка, так как после замужества я взяла веру мужа." [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Унь].
      В старообрядческих семьях стойко сохранялись патриархальные устои в самой консервативной форме. Старшему по возрасту и положению мужчине - большаку подчинялись все члены семьи, он распоряжался семейным бюджетом, был блюстителем бытовых порядков. Кроме хозяина важное положение в семье занимала хозяйка - большуха, старшая по возрасту, она руководила женской частью семьи, отвечала за детей, кухню, скот и жилище.
      "В семье правил всем дед, а бабка по хозяйству. Дед утром встает и командует, дает работу - кто пашет, кто боронит, женщинам по хозяйству - кто стряпает, кто за скотом ходит" [ПМ КАЭЭ 1994, д. Рассоленки].
      Предпринимая какое - либо дело или намериваясь выйти из дома, младший член семьи должен был просить благославление у старшего: жена у мужа, сын у отца, даже если он сам уже имел собственную семью, невеста у свекра или свекрови. Так, например, перед началом, какого- либо дела невестки обращалась к свекру или свекрови: "Благослови, батюшка (матушка) трубу открыть, квашню замесить или воду принести", а он (она) отвечали: "Аминь, Бог благословит" и только после этого шли выполнять работу [Чагин 1993, с. 56]. Если не было благословения, выполненную работу считали недействительной, например, принесенную воду могли вылить [Крупянская, Полищук 1971, с. 62]. "Я принесла воды в баню, сорок ведер натаскала, но не благословили работу. Свекровь пришла с поля, всю воду за ограду вылила, сказала, что даже скоту поганую воду не пить." [ПМ КАЭЭ 1994, д. Рассоленки].
      Одним из важнейших событий семейной жизни является рождение детей. В селениях, где вместе жили староверы и православные, повивальная бабка оказывалась надконфессиональной. В селениях со смешанным конфессиональным составом все пользовались услугами одной и той же повитухи, это связано с тем, что женщины, принимавшие роды и ухаживающие за новорожденными появились раньше принятия христианства и раньше раскола [Русские 1989, с. 143].
      Роды проходили в бане у православных и старообрядцев, но старообрядцы придерживались этого наиболее строго: "беременная женщина должна строго помнить обычай, что она не должна родить нигде, кроме бани, даже если роды происходили зимой, когда баня была холодная и ее не успели вытопить". [Чесноков 1908, с. 9]. По верованиям старообрядцев, особенно странников и поморцев "если роженица, не успев уйти в баню, рожает в избе она, таким образом, оскверняет жилище и в оскверненную избу нельзя войти в течение шести недель" [Чесноков 1908, с. 9]. Даже если роды происходили не в избе, а где- то во дворе, то домочадцы, живущие "в вере", уходили из дома на сорок дней.
      Родильные обычаи поповцев были схожи с обычаями православных. Для последователей радикальных толков (поморцы и бегуны - странники), характерна более строгая изоляция роженицы, замена некоторых обрядов синонимичными по содержанию христианскими действиями.

 

Источник: kaee.pspu.ru

 

 

 

 

 

Обсудить на форуме

назад      вверх      на главную
поиск тура
вид отдыха
регион
Этнографические туры

Алтай

"АЛТАЙ - МОНГОЛИЯ" 2013 (Алтай: 17 дней/16 ночей, 58000 р/чел)

Всего: 1

Посмотреть все туры на Алтай

Хакасия

ВЕЛИКОЕ САЯНСКОЕ КОЛЬЦО 2013 (Хакасия: 11 дней/10 ночей, 70000 руб/чел)

ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО ХАКАСИИ 2013 (Хакасия: 10 дней/9 ночей, 46230 руб/чел)

РОДИНА ГОРЛОВИКОВ 2013 (Хакасия: 9 дней/8 ночей, от 32280 руб/чел.)

Всего: 3

Посмотреть все туры в Хакасию

Непал

НЕПАЛ + БУТАН + СИККИМ + ИНДИЯ 2012 (Непал: 14 дней/13 ночей, 2050$/чел)

ОТКРЫТИЕ НЕПАЛА 2013 (Непал: 10 дней/9 ночей, от 1030 $/чел)

Всего: 2

Посмотреть все туры в Непал

Перу

ПЕРУ: ПО СЛЕДАМ ИНКОВ 2013 (Перу: 16 дней/15 ночей, 2550$/чел)

ПЕРУ: ГРАНД ТУР 2013 (Перу: 14 дней/13 ночей, от 2745 $/чел)

ПЕРУ: НАСЛЕДИЕ ИМПЕРИИ ИНКОВ (ОЗЕРО ТИТИКАКА) 2013 (Перу: 9 дней/8 ночей, от 1260 $/чел)

ПЕРУ: НАСЛЕДИЕ ИМПЕРИИ ИНКОВ (ДОЛИНА НАСКА) 2013 (Перу: 9 дней/8 ночей, от 1850 $/чел.)

Всего: 4

Посмотреть все туры в Перу

Эквадор

ЭКВАДОР: "АЛЛЕЯ ВУЛКАНОВ" - АМАЗОНСКИЕ ДЖУНГЛИ – КРУИЗ ПО ГАЛАПАГОССКИМ ОСТРОВАМ 2013 (Эквадор: 16 дней/15 ночей, от 2540 $/чел)

ЭКВАДОР С КРУИЗОМ ПО ГАЛАПАГОССКИМ ОСТРОВАМ: ПУТЕШЕСТВИЕ В МЕЧТУ 2013 (Эквадор: 16 дней/15 ночей, от 3615 $/чел)

Всего: 2

Посмотреть все туры в Эквадор
 

Активный отдых, приключения и походы

© 2000-2015.  Extremal.ru - Приключенческий и экстремальный туризм

Использование материалов без разрешения владельцев не допускается!

E-mail: info@extremal.ru

 

 


Карта сайта

"Extremal", 2000-2007
All right reserved
Экстремал.ру - это активный, экстремальный и экологический туризм и отдых, экстремальный спорт и активные туры.

многоканальный телефон

(495) 223-27-87

На главную