горный экстрим
альпинизм
горные лыжи
ледолазание
скалолазание
сноуборд
треккинг
водный экстрим
виндсерфинг
водный туризм
дайвинг
кайтсерфинг
каякинг
рафтинг
серфинг
яхтинг
экстрим в воздухе
парашютный спорт
парапланеризм
B.A.S.E. jumping
кайтинг
ROPE jumping
экстрим на земле
авто/мото
велотуры
диггерство
конные туры
оленьи и собачьи упряжки
спелеология
экологический туризм
этнографический туризм
городской экстрим
BMX
горный велосипед
паркур
ролики
скейтбординг
другой экстрим
военный туризм
корпоративный отдых
круизы
мультитуры
охота
рыбалка
экспедиции
Главная > этнографический туризм > Статьи Этнографический туризм > НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННО - БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРМСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА. ЧАСТЬ 2
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННО - БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРМСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА. ЧАСТЬ 2

Крещение, как духовное рождение человека, было важным событием как для крещенного, так и для семьи. Крещение старообрядцев разных толков исключало миропомазание "нужды ради и кроме мира крещение совершается" [Пономарёв 1887, с. 7]. Кроме этого в православных церквах при крещении нескольких человек не требовалось менять воду, а у старообрядческого населения каждого человека крестят в чистой воде, как Иисуса Христа. Вода при крещении, как указывается в Большом потребнике, должна быть принесена с источника, сохранять естественное состояние и не быть подогретой [Духовные ответы. 1995, с. 24].
      Крещение - это предание воде. Человек полностью окунается в воду, а не частично, как в православной вере. При крещении молятся. Молитвы отличаются по тексту, у нас молитвы написаны на старорусском языке [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын]. В крещении у мирян крестят всех одной водой, а у нас каждого в отдельной. При этом читают молитвы. Крещение считается действительным, если ребенок трижды обмакнут, лучше в реку [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Харенки]. Кержаки крестили в реке зимой и летом [ПМ КАЭЭ 1997, д. Диево].
      Многие староверы подтверждали, что при крещении человек должен полностью окунуться в воду, а не частично, [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын] лучше, если крещение осуществляется в проточной воде. Исключение делалось только для больных грудных детей, которых зимой крестили в деревянной кадушке - дуплянке.
      Старообрядцы признают только один вид крещения, именно трехпогружательный. Об этом говориться в пятидесятом правиле святого апостола: " еще кто, епископ или пресвитер, не крестит в три погружения, а лишь в одно… да извержится таковой." Что же касается обливательного или окропительного крещения, то такие действия не могут быть названы истинным крещением [Духовные ответы 1995, с. 24]. Правильное трехпогружательное крещение, как утверждают старообрядцы, очищается крестящегося младенца, у поповцев и часовенных, от первородного греха, но при этом священник должен завершить крещение по правилам, допускают неполное крещение только в том случае, если младенец умер во время крещения, тогда считается, что "он отошел к Богу" окрещенным [Златоструй № 5. 1912, с. 22.].
      "Моя внучка недокрещенка. Ее крестить начали, да гроза началась, два раза макнули, третий не успели, дак докрещивать будем" [ПМ КАЭЭ 1994, д. Б. Бизь]. Таинство крещения совершается над людьми в соответствии с верой их родителей.
      Среди старообрядцев различных толков и согласий, обряд крещения не был одинаков во времени. У православных и поповцев крещение совершалось над новорожденными, обычно на третий, седьмой или восьмой день после рождения. У беспоповцев страннического толка, представление о крещении было иным. У них верующие делились на крещенных и тех, кто еще не принял крещение. Верующего лучше крестить только в конце жизни или в случае угрозы для жизни. После крещения человек считается святым, ему нельзя соприкасался с мирской жизнью, так его "не вводят в гнилой дом, где он мог оскверниться от одного присутствия грешных" [Белдыцкий 1901, с. 57].
      У старообрядцев миропомазание отсутствовало, но отмененные православием запреты сохранились: окрещенные не мылись и не переодевались в течение восьми дней. Если в течение этих дней человек умирал, то его не обмывали и не меняли одежду, у странников крестили сразу в белой похоронной одежде.
      При крещении новорожденному у старообрядцев, кроме креста надевали и пояс, крест был не только символом веры, но и оберегом от всякой нечисти, и потому крест необходим любому, особенно детям, поэтому если крещения не было, то крест все равно надевали на детей родители, повивальная бабка или кто-нибудь из посторонних [Чагин 1993, с. 39.] Происходил обряд "накидывания креста", после которого следовали такие же отношения, как и при крещении, тот, кто накидывал крест, нес ответственность за этого человека, как крестные родители [ПМ КАЭЭ 1990, д. Усть-Буб]. У старообрядцев- беспоповцев и у часовенных [ПМ КАЭЭ 1991, с. Маховляны]. Одним из важных моментов крестильной обрядности является имянаречение. Имя выбирали по святцам, его давал священник, наставник или повивальная бабка: мальчику по дню крещения, а девочке за неделю до и после дня рождения. Святой, имя которого было выбрано для ребенка, становится его покровителем.
      В книге Блаженного Симеона Солунского говорится, что наречение имени младенцу можно совершать по желанию родителей, вследствие этого, священник, совершивший наречение младенцу имени, которое ему должно быть наречено по святцам на восьмой день от рождения, не нарушает правил. Служебник закрепляет, что на восьмой день должно пройти само имянаречение [Духовные ответы, с. 24].
      Старообрядцы благоговейно относятся к святому имени Иисуса Христа и имени его Пречистой Матери - Девы Марии. Поэтому у старообрядцев имя произносится с другим ударением - не Мария, а Мария, поэтому женщин носящих это имя, они сокращенно называют Марья [ПМ КАЭЭ 1994, с. Маховляны]. Полным именем Мария они не нарекают.
      У странников, позднее и у поповцев имя ребенку давалось при рождении, но перед смертью, при крещении имя изменялось, человек уже окрещенный не отвечал за свои старые поступки, которые совершал, нося старое имя. Если крестили при угрозе смерти, а человек выжил, то он жил в миру, имея два имени. Обычная жизнь шла под именем, данным при рождении, а в религиозной жизни он числился под именем, данным при крещении.
      Завершает цикл семейных обрядов - похоронно-поминальная обрядность. Четкое соответствие между направлениями старообрядчества и особенностями похоронно-поминальной обрядности может быть прослежена не всегда, так как принадлежность разных групп населения к кому-либо толку или согласию могла изменяться.
      Старообрядцы считали тяжелым грехом, а для умерших вечным несчастьем исповедоваться у православного священника и отмечать умерших в православной церкви, так как верили, что тогда душа человека идет прямо в ад.
      Поморцы составили новый, особый чин исповеди - скитское покаяние. У часовенных во многом их скитское покаяние не сходилось с поморским. Главное было общим - они считали, что можно обойтись без причащения телом и кровью Христовой и разрешительной молитвы, в отличие от православных ее над покойным не читали. Покаяние они приносили перед свои наставником. Исповедь оканчивалась наложением епитимии, без чего покаяние не имело смысла [Агафонов 1897, с. 7]. Скрытники, когда предчувствовали смерть, переставали есть и практически умирали от запощевания, то есть голодной смертью, считая, что тем самым принимают "мученический венец". После исповеди умирающий прощался со своими родственниками и соседями.
      Как только наступала смерть, умершего обмывали. Обмыть мертвого человека считалось богоугодным делом, способствующим прощению грехов. Строго соблюдалось правило, что женщину обмывала только женщина, а мужчину - мужчина. Обмыть старались очень быстро, при этом читали молитву, чтобы охранить покойника от нечистой силы. После обмывания и одевания было принято умершего класть на лавку (женщин на женскую, мужчин на мужскую). При этом покойник лежал к иконам ногами, но лицо его было обращено к образам [Чагин 1993, с. 89].
      Над умершим приглашали начетников читать молитвы. В течение всего времени, пока покойник лежал перед иконами, к нему приходили прощаться родственники и односельчане. Перед выносом из дома тело покойного клали в гроб. Староверы предпочитали хоронить в "домовине" или "домовище" - долбленых гробах- колодах. Такой гроб делали без гвоздей, вытесывая из большой колоды, но никогда не делали из осины, которая считалась проклятым деревом. Кержаки хоронили своих отдельно от православных. Они многие делали гробы при жизни. В него что-нибудь клали [ПМ КАЭЭ 1997, д. Диево].
      Покойного одевали в саван и клали в гроб, вкладывая ему в левую руку белую (специально сделанную для похорон) лестовку и пеленали свивальником, так, чтобы он, перекрещивался на груди. Это означало, что "душа умершего также чиста, как у младенца и идет к Богу такой же, какой пришла на землю при рождении умершего" [Чагин 1993, с. 98]. Как и все верующие люди, старообрядцы верят в существование загробной жизни. Загробная жизнь существует, там каждому человеку воздастся по делам [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын].
      Отпевание у старообрядцев: часовенных и беспоповцев заменялось пением канона "За единоумершего" по Псалтырю и часто совершалось домочадцами.
      Поповцы, как и никонианцы отпевают усопшего в храме. Во время отпевания, в руки кладется лестовка, а крест на руки покойнику, а затем крест снимается, так как старообрядцы не допускают ухода в землю святого символа - креста [ПМ КАЭЭ 1994-2001].
      На кладбище гроб старались отнести в первой половине дня. Старообрядцы хоронили на своих кладбищах ("могильниках"). По дороге на кладбище у православных и старообрядцев было принято отдавать первому встречному мешочек, в котором лежал, завернутый в платок каравай хлеба. Взявший милостыню, должен пользоваться мешочком и часто поминать покойного. У кержаков запрещалось сбивать гроб гвоздями, и гроб обвязывают прутьями из черемухи или лыком. Намогильным памятником был восьмиконечный крест, а также срубики - клодка, напоминавшие избушку, которые стояли прямо на могиле. Во время погребения священник посыпает умершего землей "в знак возвращения земле того, что земля уступила людям, когда Господь создавал человека в лице Адама из земли" [Духовные ответы с. 37]. Обычай бросать землю на гроб присутствующими на похоронах, в священных текстах старообрядцев не указан [Церковь №15, 1913, с. 14]. Вероятно, этот обычай они восприняли от православных. Определенными деталями отличается похоронно-поминальная обрядность бегунов- странников. Они хоронили своих покойников "неведома миру" - то есть далеко в лесу, у дороги, под овином, тщательно скрывая место захоронения.
      Как и у православных, старообрядцы не отчитывают над самоубийцами, их хоронили за оградой "могильника". Кроме того, если старообрядец, живший в миру брился, употреблял спиртное и его настигла смерть без покаяния, то его не разрешалось провожать, считалось, что такие люди должны понести наказание за жизненные грехи [Чагин 1993, с. 91].
      Заключительный этап похоронно-поминальной обрядности - это поминки. Поминки были семейным событием, со своими обычаями и предрассудкам. Умершего поминают на третий (третины), девятый (девятины), двадцатый (полусорочница), сороковой (сорочница) дни и в годины. [ПМ КАЭЭ 1990-2001] В эти дни устраивают поминальный обед. Читают Псалтырь, ходят на могилу, раздают милостыню. На поминках старообрядцам запрещалось употреблять спиртное (только квас), мясо, картофель, чай.
      Поминальных обеда устраивали два. Сначала для соборных, затем для родственников. Первые поминки - третины, обычно приходились в день похорон. В некоторых местах поминальный обед устраивали пока тело покойного находилось в доме (при покойнике обедали). В сорочины проводился обряд проводов души. Среди некоторых староверов (Юрлинская волость) бытовало поверие, что душа покойного в течении сорока дней находится на полотенце, любое движения полотенца в красном углу принимали за движение души. В сороковой день полотенце снимают, и родственники умершего, вместе с собравшимися соседями, шли провожать душу, на околицу деревни с низкими поклонами. Полотенце трижды встряхивали в сторону кладбища [Чагин 1993, с.102]. Можно отметить, что отдельные особенности похоронно-поминальной обрядности определялись уставами согласия.
      Повседневный быт старообрядцев определялся религиозными воззрениями. Старообрядцы считали, что все, что их окружает, от Антихриста, нечистое и поэтому в быту требовалась особая чистота. В старообрядческом Цветнике говорится: " руки умывать по трижды от погани, часто, когда хватишь за что, обутки, и горну рубаху и голое тело чесавши, или посуду погану и поганое у чистой посуды не класть, и ножами чистыми не резать поганого… нимало время в чистоте ходи, и обуток на лавку не клади. К образам или близ них нигде в углу том не клади" [Архимандрит Палладий 1863, с. 194].
      Старообрядцы считали грехом пользоваться при мытье мылом, если посуда вымыта мылом, то она тем самым опоганена, если мылом выстирано белье, то его следует выполоскать в проточной воде, иначе оно будет нечистым. Для мытья использовали "щелок", водой настоянной на древесной золе, так как считали, что огонь очищает от нечистоты.
      Во всей своей жизни старообрядцы старались строго следовать традиционному укладу. Старообрядцы считают грехом бритье бороды. Бритье бороды и усов есть ересь, измышленная нечестивым греческим царем Кавалином, такая ересь, которая даже мученической смертью очиститься не может [Архимандрит Палладий 1863, с. 96]. Старообрядцы считали, что бритое мужское лицо подобно женскому. Стричься и бриться грех, не есть, не креститься с иноверцами нельзя, иначе нужно будет замаливать грехи [ПМ КАЭЭ 1990-2001].
      Особо следует сказать об отношении старообрядцев к такому распространенному явлению - как курение. Для старообрядцев табак это "злые плоды, с помощью которых антихрист ловит легковерных в свои сети" [Архимандрит Палладий 1863, с. 150].
      О происхождении табака говорится, что "когда Господь совершил дело искупления и извел из ада с верою ожидавших пришествия Господня: застонал ад, лишась своих пленников. Не стони, ад, сказал аду сатана, войду в ад и возьму злые семена, посею на земле, и от того вырастет трава табун, то есть табак… и ту траву табак будут многие люди есть и пить, и те будут Господом Богом прокляты и теми проклятыми будет полон ад управлять ими начнешь" [Архимандрит Палладий 1863, с. 150]. "В миру нынче срамота: табак курят, не по хорошему ругаются, не по писанию живут" [Белдыцкий 1901, с. 28]. Старообрядцы рассказывают, что табак- это корень зла, который был проклят на семи Соборах. Курить грех, табачники - аду приказчики [ПМ КАЭЭ 1994, д. Б. Бизь].
      Не одобряют старообрядцы потребление спиртных напитков. О происхождении хмельного питья содержится сказание в одном поморском Цветнике: "Братья, разумейте, хмельное питье от беса сотворено, на пагубу душам православных христиан и на вечную муку..." [Архимандрит Палладий 1863, с. 152]. Пьяный человек, считается у старообрядцев, слугой дьявола [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын]. Это не всегда строго соблюдалось.
      Народное питание хранит сложившиеся исторические традиции. В еде старообрядцы долгое время оставались консерваторами, когда в конце XVIII- начале XIX века, появляются новые продукты, такие как чай, кофе, картофель, их активно употребляет население России, старообрядцы выступают против них, считая, что это очередные уловки антихриста, которыми он ловит легковерных в свои сети. Нередко старообрядцы рассказывают, что картофель называли "кабельные яйца" [ПМ КАЭЭ 1990-2001], " чертовы яйца" или "бесовской хлеб". Старообрядцы стали выращивать картофель и постоянно употреблять в пищу только во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., что произошло в силу экономических причин, и только когда они встали перед выбором: голод или относительно сытое существование, только тогда стали употреблять проклятый до этого продукт, при этом регулярно отслуживая епитимью - три лестовки [ПМ КАЭЭ 1990-2001]. Старообрядцы старались не употреблять чай, самовар они называли антихристовым брюхом. Пермский краевед Шмаков в конце 19 века записал в Осинском уезде рассказ старообрядца- беспоповца о самоваре: "У нас учат, что при князе Владимире были идолища. Когда святой благоверный князь окрестился- велел всех идолов изничтожить, стали и Самору уничтожать, а он и говорит человеческим голосом: "Хоть вы и изничтожаете меня теперь, я все же в мир приду …и буду соблазнять людей и имя мне будет уже не Самора, а Самовар". Вот он и появился этот самый Самовар и чашки, да стаканы его дети - чертенята" [Шмаков 1911, с. 47-48]. Даже самоварную воду без чая и то старообрядцы многие и сегодня не пьют. Любимыми напитками остаются квас и кисель. "Мы научились от кержаков делать квас и брагу, квас делали из овса и ржи" [ПМ КАЭЭ 1997, д. Чурсово]. Употребление сахара тоже считалось великим грехом, он заменялся медом. За употребление запрещенных продуктов старообрядцы должны нести наказание-епитимию. В старообрядческой рукописи 19 века сказано, что "за чай трижды проклят человек, за кофею десять раз анафема, за картофель епитимья 36 лет, по 1800 поклонов на день, сухояста девять часов дня" [Архимандрит Палладий 1863, с. 149].
      С отношением старообрядцев к православным, как к неверным, связан запрет пользоваться общей с ними посудой и проводить вместе трапезу. Уже на послевоенных сибирских Соборах, был принят ряд решений о суровых епитимьях для члена общины, "допустивших смешение в пище с "кадровыми": если кто поест у кадровых или в гости к ним зайдет - 300 поклонов". Респонденты, последователи официального православия рассказывают, что из своей посуды никогда не накормят, не напоят, а если кто просил пить, то после него посуду выбрасывали или очищали от нечистоты. Глиняную посуду, которой пользовались чужие, они калили, а деревянную выбрасывали [ПМ КАЭЭ 1994, д. Диево]. "Пустынницы на убогий стол вынули две чашки с похлебкой, каждая для себя отдельно. Мне, кроме черного хлеба предложить ничего не могли, так как мирской посуды у них не было, а свою испоганить они не дают: большой грех, не отмолишь" [Белдыцкий 1901, с. 34].
      Старообрядцы всегда строго следили за соблюдением нравственных и бытовых правил. Это подтверждает тот факт, что они составили в 1818г. "Приговор" с целью, "улучшить нравственное состояние членов своей общины". Под этим Приказом подписалось 75 человек. В документе говорится, что запрещалось принимать в собор:
     
- Тех, кто будет напиваться до пьянства - в собор не принимать пока не бросят пить
     
- Кто будет устраивать игрища с пением бесовских песен и плясок
     
- Кто будет устраивать в праздники господние или воскресные дни помочи
     
- Кто будет на помочах устраивать праздники и петь бесовские песни
     
- Кто будет ходить на Собор редко по лености или непокорности, с теми не общаться, ни пить, ни есть. Богу не молиться
     
- Кто будет держать на стороне или в доме наложницу
     
- Кто будет сам устраивать собственные советы, и строить заговоры против главноуправляющих или сельских начальников
     
- Кто будет вором или татью не принимать в собор, а также тех, кто их укрывает
     
- Кто будет носить необычную одежду
     
- Кто будет вносить распри, раздор и гнев в Соборе [Архимандрит Палладий 1863, с. 32-33].
      Старообрядческое население с трудом принимало, какие-либо достижения техники. Только в последние десять - пятнадцать лет стало допустимым слушать радио, смотреть телевизор. Нужно заметить, что и сейчас те настоятели общин, с которыми нам довелось работать во время экспедиции, не имеют в своих домах радио, телевизора, хотя в современных условиях практически невозможно остаться в стороне от информационного потока, но людям старшего поколения это удается.
      Такому порядку способствуют условия проживания, большое количество деревень, где проживает старообрядческое население, находятся вдали от крупных населенных пунктов, исключение составляют станционные поселки, такие как Кын Пермской области, Унь, Харенки Свердловской области, где подавляющее число населения, придерживаются староверческого направления православия.
      Достаточно интересный факт, притом, что старообрядцы длительное время считали, а некоторые и сейчас считают, что смотреть телевизор большой грех, в фотографии они не видят ничего погрешительного. Они считают, что фотографии можно иметь в своих домах (наблюдения во время работы в старообрядческих деревнях подтверждают это [ПМ КАЭЭ 1990-2001]), чтобы родители могли "видеть образ своих чад, а чада своих родителей", чтобы "не забывать их образы, когда они вдалеке, и когда они "уйдут" [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын] (то есть умрут).
      Объявляя все новое, что появлялось в быту у православного населения происками антихриста, старообрядцы старались сохранить традиционализм в бытовых традициях, но с другой стороны отстраниться от окружающего мира крайне сложно, потому что условия современной жизни не позволяют избежать контактов с никонианцами, как в сфере социальной жизни, так и в сфере экономических контактов. Наименее подвергся изменениям бытовой уклад в отдаленных деревнях Лысьвенского, Очерского и Сивинского района, где проживают представители всех направлений старообрядцев: поповцы, беспоповцы и часовенные.

 

Источник: kaee.pspu.ru

 

 

 

 

 

Обсудить на форуме

назад      вверх      на главную
поиск тура
вид отдыха
регион
Этнографические туры

Алтай

"АЛТАЙ - МОНГОЛИЯ" 2013 (Алтай: 17 дней/16 ночей, 58000 р/чел)

Всего: 1

Посмотреть все туры на Алтай

Хакасия

ВЕЛИКОЕ САЯНСКОЕ КОЛЬЦО 2013 (Хакасия: 11 дней/10 ночей, 70000 руб/чел)

ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО ХАКАСИИ 2013 (Хакасия: 10 дней/9 ночей, 46230 руб/чел)

РОДИНА ГОРЛОВИКОВ 2013 (Хакасия: 9 дней/8 ночей, от 32280 руб/чел.)

Всего: 3

Посмотреть все туры в Хакасию

Непал

НЕПАЛ + БУТАН + СИККИМ + ИНДИЯ 2012 (Непал: 14 дней/13 ночей, 2050$/чел)

ОТКРЫТИЕ НЕПАЛА 2013 (Непал: 10 дней/9 ночей, от 1030 $/чел)

Всего: 2

Посмотреть все туры в Непал

Перу

ПЕРУ: ПО СЛЕДАМ ИНКОВ 2013 (Перу: 16 дней/15 ночей, 2550$/чел)

ПЕРУ: ГРАНД ТУР 2013 (Перу: 14 дней/13 ночей, от 2745 $/чел)

ПЕРУ: НАСЛЕДИЕ ИМПЕРИИ ИНКОВ (ОЗЕРО ТИТИКАКА) 2013 (Перу: 9 дней/8 ночей, от 1260 $/чел)

ПЕРУ: НАСЛЕДИЕ ИМПЕРИИ ИНКОВ (ДОЛИНА НАСКА) 2013 (Перу: 9 дней/8 ночей, от 1850 $/чел.)

Всего: 4

Посмотреть все туры в Перу

Эквадор

ЭКВАДОР: "АЛЛЕЯ ВУЛКАНОВ" - АМАЗОНСКИЕ ДЖУНГЛИ – КРУИЗ ПО ГАЛАПАГОССКИМ ОСТРОВАМ 2013 (Эквадор: 16 дней/15 ночей, от 2540 $/чел)

ЭКВАДОР С КРУИЗОМ ПО ГАЛАПАГОССКИМ ОСТРОВАМ: ПУТЕШЕСТВИЕ В МЕЧТУ 2013 (Эквадор: 16 дней/15 ночей, от 3615 $/чел)

Всего: 2

Посмотреть все туры в Эквадор
 

Активный отдых, приключения и походы

© 2000-2015.  Extremal.ru - Приключенческий и экстремальный туризм

Использование материалов без разрешения владельцев не допускается!

E-mail: info@extremal.ru

 

 


Карта сайта

"Extremal", 2000-2007
All right reserved
Экстремал.ру - это активный, экстремальный и экологический туризм и отдых, экстремальный спорт и активные туры.

многоканальный телефон

(495) 223-27-87

На главную