горный экстрим
альпинизм
горные лыжи
ледолазание
скалолазание
сноуборд
треккинг
водный экстрим
виндсерфинг
водный туризм
дайвинг
кайтсерфинг
каякинг
рафтинг
серфинг
яхтинг
экстрим в воздухе
парашютный спорт
парапланеризм
B.A.S.E. jumping
кайтинг
ROPE jumping
экстрим на земле
авто/мото
велотуры
диггерство
конные туры
оленьи и собачьи упряжки
спелеология
экологический туризм
этнографический туризм
городской экстрим
BMX
горный велосипед
паркур
ролики
скейтбординг
другой экстрим
военный туризм
корпоративный отдых
круизы
мультитуры
охота
рыбалка
экспедиции
Главная > водный туризм > Статьи Водный туризм > О БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДЕ
О БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДЕ

Здравомыслящие люди, решаясь на преодоление препятствий водного маршрута, стараются обеспечить безопасность всех членов группы, и, конечно, свою лично. В последнее время, после многих лет отданных катамарану, я опять вернулся к одноместному каяку, с чего, собственно, и начинал. Конечно, сейчас мой ”Dagger” менее уязвим, чем байдарка “Салют” 20 лет назад, но техническая сложность проходимых на нем препятствий выросла на порядок.

Обеспечение безопасности на маршруте требует, кроме индивидуального овладения техническими приемами водного слалома, также серьезного осознанного психологического настроя, группового мышленя и действий на маршруте, тщательного выбора личных и групповых средств безопасности. Главное же – умение все это применить на практике в экстремальных условиях.

Анализируя известные мне аварийные ситуации на воде, выделю виды «водных» травм по мере уменьшения их опасности:
- потеря сознания в результате сотрясения мозга, болевого шока, асфиксии, резкого перепада температур или переохлаждения;
- повреждение опорно-двигательного аппарата с полной или частичной потерей подвижности;
- ссадины, потертости и т.п.

Кроме того, несомненным минусом водных маршрутов является возможность потери снаряжения.

Для выхода из аварийной ситуации с наименьшими потерями каждый член группы, экипаж, а при необходимости и вся группа, должны совместными действиями в кратчайшие сроки после аварии отловить и доставить на берег всех членов группы даже в бессознательном состоянии для оказания медицинской помощи, а также утерянное снаряжение.

Каждый без исключения участник сплава должен быть психологически и технически готов к оверкилю, владеть способами возврата средства сплава в рабочее состояние (на киль), уметь без паники (исчерпав все возможности работы в посадке) покинуть средство сплава и самостоятельно или с помощью группы выбраться на берег.

Не буду описывать ситуации, когда группа организует: - страховку с берега с помощью метательных концов или просто помощь при зачаливании в малую суводь;
- перетяжку страховочной веревки через реку;
-страховку с предварительно занесенного ниже препятствия средства сплава;
- страховку живцом…

Каждый участник сплава и группа в целом должны знать и практически уметь преодолевать аварийные ситуации. В умении совместными действиями обеспечить безопасность состоит преимущество коллектива перед хорошо подготовленными одиночками.

Как правило, сложные препятствия преодолеваются на разгруженных плавсредствах после осмотра и организации страховки. Каяк ставится на киль за секунды, катамаран за 10 – 30 секунд в зависимости от характера реки и положения членов экипажа.

Переворот байдарки или катамарана я не считаю аварией, пока экипаж самостоятельно справляется и самостоятельно выходит из штатной ситуации.

Важнейшую роль при возврате плавсредства “на киль” играет посадка.

Посадка должна обеспечивать надежное крепление спортсмена к средству сплава и быстрый выход нее при необходимости.

В соревнованиях полиэтиленовых лодок, используемых для родео и сплава по горным рекам, это достигается за счет регулировок посадки, предусмотренных производителем лодки, и возможности подклеить на сидение, деку байдарки и подножку пенопленовые элементы заполняющие зазор между жестким корпусом лодки и опорными поверхностями тела конкретного спортсмена. Выход из байдарочной посадки проще и быстрее, чем из известных мне посадок каноэ.

Жесткая индивидуально подогнанная связь со средством сплава позволяет активно, с применением всего технического арсенала преодолевать препятствия высшей сложности, но при этом она же является и потенциально смертельно опасным элементом. При расклинивании между средством сплава и препятствием, при зависании в посадке под водой с потерей сознания и т.п. ситуациях гибнут люди. Оптимально было бы создать такую посадку, из которой бы потерявшего сознание гребца вымывало, но не выбрасывало активно работающего. Ведь отловить плывущего отдельно от плавсредства, даже потерявшего сознание, человека намного легче, чем находящегося под плавсредством, подверженного ударам по донным камням и часто невидимого под водой…

В зависимости от опыта, технической подготовки, уверенности в себе и своем средстве сплава, психологического настроя, каждый спортсмен должен лично регулировать жесткость своей посадки.

Переворот плавсредства происходит либо по желанию сплавляющегося (например, прохождение нависающих над водой препятствий и т.п.) или без его желания. В первом случае переворачивающийся в момент оверкиля выставляет весло в положение начала эскимосского переворота и после прохождения препятствия возвращается на киль в кратчайшее время.

При неожиданном перевороте спортсмен, как правило, скрывается под лодкой в попытке опереться на весло и не допустить переворота. В этом случае ему требуется некоторое время под водой чтобы вывести весло в исходное положение для эскимосского переворота. Вот это время и является очень опасным и непредсказуемым периодом. Осенью 2003 года в путешествии по малым рекам северного Кавказа у меня было всего 6 переворотов. Из них три раза удалось совершить эскимосский переворот, 1 раз в болевом шоке я выскочил из каяка быстрее, чем успел что-то сообразить, 2 раза не удалось “встать” после нескольких попыток. Пока меня таскало по камням вверх килем, я получил несколько мощных ударов по плечам, локтям, голове (стеклопластиковый мотоциклетный шлем, правда несколько ослабленный отверстиями для слива воды, просто продавило, металлическая конструкция защищавшая лицо, дважды приняла удары на себя); а покинув каяк , я дополнительно получил по копчику и коленям.

Конечно, нужно дополнительно тренировать разные виды эскимосского переворота, но даже опытнейшие спортсмены покидают суда. Мы набираемся опыта и в этот период покидание судна иногда необходимо, хоть и не поощряется.

Анализируя видеозаписи нашего путешествия с прохождениями других ребят, пришедших к сплаву из родео, я пришел к выводу, что они, делая ошибку приводящую к перевороту каяка, не опираются на весло в попытке остановить переворот (что часто приводит к серьезным разрывам связок плечевых суставов и растяжениям), а, уходя под воду, группируются для совершения эскимосского переворота на 360 градусов. Это сводит к минимуму опасное время пребывания под средством сплава, да и “встать” по инерции, продолжая вращение каяка в одном направлении, проще. На мелководье так, конечно, делать не стоит, в остальных ситуациях этот прием можно успешно применять.

Большую проблему представляет собой отлавливание перевёрнутого каяка. Заталкивание перевёрнутой лодки в суводь иногда затягивается на километры сплава. Та же лодка выдёргивается со струи поводком на жёсткой сцепке намного легче. Здесь проблемой является защелкивание карабина на находящихся под водой ручках лодки. Задача облегчается, если ручки, находящиеся на деке байдарки, жёсткие, петлеобразные. Т-образные и мягкие петлеобразные ручки, очень удобные, конечно, для переноски каяка по суше, следует переделать с целью упрощения и надёжности фиксации на них карабина. Одно время слаломные каяки вообще имели страховочные петли, расположение на днище каяка. Теоретически это было бы идеально, но очень жалко сверлить днище полиэтиленовой лодки, да и торчащая из дна ручка будет часто подвергаться ударам по камням. Если бы разработчики моделей полиэтиленовых лодок, предназначенных для сплава, сделали утопленные в корпусе или хотя бы на носу гнёзда для захвата карабином, это значительно упростило бы вылавливание лодки.

На перевёрнутой лодке желательно обозначить нос. Зацепив за нос байдарку (считаем, что корма заполнена надувными ёмкостями), вы значительно легче отбуксируете её к берегу, чем в случае буксировки за корму. Это связано с тем, что при буксировке за нос лодка освобождается от воды, а при буксировке за корму как бы «тянет воду в себя», заполняя весь обьём, где сидел гребец.

Плывущие вёсла можно цеплять на карабин короткого поводка только тогда, когда карабин имеет рабочий зазор более 30 мм. Такие карабины стоят порядка 10 евро за штуку в специализированных магазинах. Обычно выловленное весло, я, как копьё, выбрасываю на берег или в суводь и еду за более дорогой «добычей», если на воде осталось ещё что - либо.

 Учитывая то, что вероятность потери сознания при ударе головой значительно выше, чем при травмировании других частей тела, я призываю для сплава по горным рекам использовать прочные каски с жёсткими наушниками с возможностью крепления к каске сетки, защищающей лицо. Прямой удар в лицо, особенно в переносицу, кроме боли, может лишить гребца пространственной ориентации и зрения на время, соизмеримое с длительностью преодоления препятствия. Примеряя каску с защитной конструкцией для лица, обратите внимание на то, попадает ли она в поле зрения. Близко расположенная конструкция, даже находящаяся на краю поля зрения и лишь незначительно закрывающая обзор, очень сильно сбивает фокусировку зрения при переходе с близкого расстояния на удалённые предметы. После примерки нескольких защитных сеток, я сделал свою модель (фото 7, извините, что без раздавленной на Кавказе каски) из нержавеющей трубки диаметром 8х0.7 мм, которая уже несколько раз меня выручала. Следующую защиту я сделаю ещё проще, оставив только вертикальный и нижний горизонтальный элементы. В качестве налокотников рекомендую применить наколенники из защитных комплектов для катающихся на роликовых коньках. Обратите внимание на то, чтобы в качестве уплотнителя был водоотталкивающий пеноплен, а не поролон, впитывающий воду.

Кисти рук травмируются, к сожалению, в каждом походе. Неопреновые перчатки и рукавицы мешают держать весло, в мокрых кожаных перчатках мерзнут руки. Говорят, принципиально существуют неопреновые рукавицы для виндсерфингистов с тонкой противоскользящей сеточкой на ладони, но я их реально не нашел ни у нас, ни в специализированных магазинах Германии. Предложите что-нибудь?

Сплавщику необходима защита от переохлаждения и резкого перепада температур. При температуре воды ниже 15 градусов, особенно в путешествии на каяке неопреновый гидрокостюм 2-3 мм толщиной необходим. Иногда я к гидроштанам одеваю на флисовое белье герметичную по вороту и манжетам куртку каякера. Такая одежда менее сковывает движения, чем неопреновая верхняя часть гидрокостюма, легче по весу и меньше в объеме. На голову лучше одеть плавательную шапочку из латекса, она легко помещается в каске, при переворотах волосы (при короткой или средней длины стрижке) практически не намокают. Применение неопреновых подшлемников ограничено тем, что требует каску большего размера и практически заглушает все звуки снаружи. Нижнюю часть тела каякера защищать более, чем трехмиллиметровыми неопреновыми длинными штанами и неопреновыми тапочками с жесткой подошвой считаю нецелесообразным – лучше уделить дополонительное время отработке эскимосского переворота и научиться делать его уверенно. Одевание всевозможных защитных штанов с наколенниками и защитой таза недопустимо ухудшает качество посадки (кроме того, что их необходимо индивидуально шить и всюду носить с собой в багаже).

В Украине немного каякеров, осознанно и творчески относящихся к обеспечению безопасности на воде. Молодые ребята, вложив 2-3 сотни евро в фирменные жилеты, каски и другое снаряжение, считают, что опыт фирм-производителей снаряжения гарантирует безопасность путешествий. Это, к сожалению, вовсе не так. Посмотрите еще раз на ваше снаряжение, обсудите принципы безопасности на воде с теми, с кем в этом году собираетесь на маршрут, опробуйте совместные действия на практике. Интересно не только помогать другим, но и надеяться, что тебе помогут твои друзья. Сделайте все возможное, для покорения новых маршрутов без жертв и травм!

 

Автор: И. Дюков

Источник: greblo.org.ua 

 

 

 

 

Обсудить на форуме

назад      вверх      на главную
поиск тура
вид отдыха
регион
Спецпредложения

ЛАДОЖСКИЕ ШХЕРЫ 2015 (Карелия: на байдарках по шхерам Ладожского озера, 9 дней /8 ночей, 13900 р/чел)

Этот потрясающе красивый маршрут пролегает по одному из самых интересных районов Карелии - Северному Приладожью, который местные жители называют "финским Крымом". Путешествие на байдарках пролегает по Ладожским шхерам - удивительному миру скалистых бухт и узких проливов среди многочисленных островов Ладоги. Это самый крупный водоем Европы, который входит в число великих озер мира.

Туры Водный туризм

Алтай

ШАВЛИНСКИЕ ОЗЕРА - СПЛАВ ПО РЕКЕ КАТУНЬ 2015 (Алтай, 15 дней/14 ночей, от 34000 р/чел.)
МУЛЬТИНСКИЕ ОЗЕРА 2015 (Алтай, 12 дней/10 ночей, от 16800 р/чел.)
К ОЗЕРУ МААШЕЙ И СПЛАВ ПО ЧУЕ-КАТУНЬ 2015 (Алтай, 12 дней/11 ночей, от 28000 р/чел.)

К МУЛЬТИНСКИМ ОЗЕРАМ И СРЕДНЯЯ КАТУНЬ 2015 (Алтай: 10дней/9ночей, стоимость тура от 24000 руб/чел.)

КАРАКОЛЬСКИЕ ОЗЕРА И СПЛАВ ПО РЕКЕ КАТУНЬ 2012 (Алтай, 11 дней/10 ночей, от 21500 р/чел.)

Всего: 12

Посмотреть все туры на Алтай

Карелия

ВЕРХНЯЯ ШУЯ (сплав на рафтах по реке Шуя) 2013 (Карелия: 7 дней/6 ночей, от 8700 руб/чел)

ЛАДОЖСКИЕ ШХЕРЫ (поход на байдарках по шхерам Ладожского озера) 2013 (Карелия: 9 дней/8 ночей, 12900 руб/чел )

Всего: 2

Посмотреть все туры в Карелию

Марий Эл

БАЙДАРОЧНЫЙ ТУР (по реке Большая Кокшага) 2013 (Марий Эл: 7 дней/6 ночей, от 11400 руб/чел)

Всего: 1

Посмотреть все туры в Марий Эл

Подмосковье

Всего: 0

Посмотреть все туры в Подмосковье

Урал

КАМЕННЫЕ ЦВЕТЫ ХОЗЯЙКИ УРАЛА 2013 (Южный Урал: 9 дней/8 ночей, от 10500 руб/чел)
СКАЛЫ, ПЕРЕКАТЫ И ВОДОПАДЫ УРАЛА 2013 (Южный Урал: 13 дней/12 ночей, от 14800 руб/чел)

СПЛАВ НА КАТАМАРАНАХ ПО РЕКЕ БЕЛАЯ 2013 (Южный Урал: 7 дней/6 ночей, от 7300 руб/чел)

Всего: 3

Посмотреть все туры на Урал

Финляндия

ФИНЛЯНДИЯ. НА БАЙДАРКАХ ПО САЙМЕ 2013 (Финляндия: 8 дней/7 ночей, 15000 руб/чел)

Всего: 1

Посмотреть все туры в Финляндию
 

Активный отдых, приключения и походы

© 2000-2015.  Extremal.ru - Приключенческий и экстремальный туризм

Использование материалов без разрешения владельцев не допускается!

E-mail: info@extremal.ru

 

 


Карта сайта

"Extremal", 2000-2007
All right reserved
Экстремал.ру - это активный, экстремальный и экологический туризм и отдых, экстремальный спорт и активные туры.

многоканальный телефон

(495) 223-27-87

На главную